Новые стандарты автомобильного газового топлива – это хорошо или плохо?

Рынок так устроен, что борьба за права потребителей иногда бьет по карману самих потребителей.

Что произойдет с ценами на газовых заправках, когда контролирующие органы начнут требовать у розничных операторов предъявить сертификат качества, подтверждающий соответствие пропан-бутана новым стандартам?

Что уже произошло

С 1 февраля 2018 года вступили в силу новые стандарты качества автомобильного газа – теперь он должен быть чище прежнего. Казалось бы, здорово – пропан будет содержать меньше бензольных смол, а значит, владельцам ГБО 4-го поколения придется реже менять фильтры паровой фазы и риск «залипания» штоков форсунок снизится. Для владельцев ГБО 2 тоже радость – не надо сливать конденсат с редуктора-испарителя, что зимой требуется делать немного чаще, чем летом. Оказалось, что не все так просто.

Риск роста отпускной цены

Дело в том, что на рынок Украины газ поступает по трем направлениям – из Беларуси, России и Казахстана. Прибавим к этому и небольшое количество пропана собственного производства. Однако новым стандартам соответствует лишь белорусский пропан-бутан. Мало того, что он дороже, так и объемы поставок низкие. Белорусский продукт чаще использовали для смешивания с низкокачественным, но дешевым российским газом, который не соответствовал стандартам, действующим до 1 февраля.

Риск возникновения дефицита

Известно, что у украинских операторов практически нет мощностей для хранения пропан-бутана – средний запас по стране перекроет 3-4 дня. Торговля идет с колес. Именно из-за этого случаются сезонные скачки на газовое топливо, когда НПЗ становятся на профилактический ремонт. Ситуация повторяется из года в год, но ничего не меняется.

Двойной удар

В этот раз создается двойное давление на рынок – с первыми штрафами закупки топлива из России остановятся, а из Беларуси еще не начнутся. В считанные дни запасы иссякнут, и цены взлетят. Другой вариант – операторы договорятся с «контроллерами», а расходы лягут на автомобилистов. Газ подорожает, но не сильно, качество останется прежним, а может и снизится, ведь когда действует договоренность, то ее используют, на полную. Остается вопрос, чьи интересы защищает новый стандарт?